Программа по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге «Школа Светофора» разработана на основе научно – методических разработок:
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. - 144 с.;
- Данилова Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения.-СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.-208С.;
- Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. -М. :ООО ТЦ Сфера, 2008г.;
- Майорова Ф. Изучаем дорожную азбуку. – М. : Скрипторий, 2003г.;
- Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению правилам дорожного движения: мето. разраб./сост. О. Ю. Грезина, С. А. Пятаева. – Волгоград: Перемена,1998.-48с.-ISBN 5-88234-292-9.;
- Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации/авт.-сост. О. В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2008.-207с. ISBN 978-5-7057-1556-5;
Программа по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге «Школа Светофора» разработана в 2012 году, апробирована и реализуется на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида «Солнышко» с.Трубетчино Добровского муниципального района Липецкой области.
Программа «Школа Светофора» является долгосрочной и рассчитана на реализацию в течение 3-х лет. Она обеспечивает разностороннее и гармоничное развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на улице и дорогах.
Задачи программы, направленные на достижение основной цели:
- создать условия для сознательного изучения детьми ПДД;
- развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;
- вырабатывать привычку правильно вести себя на дорогах;
- воспитывать в детях грамотных пешеходов;
- охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.
Виды детской деятельности, используемые для решения задач:
* образовательная деятельность;
* продуктивная деятельность;
* игровая коммуникативная деятельность;
* тематические беседы;
* наблюдения;
* экскурсии;
* система развивающих игр (настольно-печатные игры, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, игровые проблемные ситуации);
* тематическое чтение художественной литературы;
* досуги, праздники, развлечения.
Принципы программы:
- Принцип доступности;
- Принцип последовательности;
- Принцип возрастной адресности;
- Принцип вариативности;
- Принцип деятельности;
- Принцип интеграции;
- Принцип индивидуализации;
- Принцип дифференцированного подхода;
- Принцип региональной специфики;
- Принцип социализации ребенка;
- Принцип развивающего характера образования;
- Принцип единства семьи и детского сада.
Программа «Школа Светофора» направлена на формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улице и дороге. В программу введен региональный компонент и проведена конкретизация материала для образовательной деятельности в средней, старшей и подготовительной группе.
Работа по формированию навыков безопасного поведения осуществляется в различных видах деятельности как в совместной образовательной деятельности на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.
Для обеспечения целостности формирования навыков безопасного поведения образовательный процесс строится с учетом интеграции образовательных областей: «Безопасность», «Здоровье», «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Музыка» (в соответствии с ФГТ ).
Образовательная деятельность ведется в системе с сентября по май:
- средняя группа (1 год обучения) – один раз в две недели по 20 минут;
- старшая группа (2 год обучения) – один раз в неделю по 25 минут;
- подготовительная группа (3 год обучения) - один раз в неделю по 30 минут.
Работа с детьми ведется с учетом индивидуальных возможностей и возрастных особенностей детей.
Для выявления эффективности образовательной деятельности по формированию навыков безопасного поведения с детьми проводится мониторинг.
Для получения более высоких результатов в работе поддерживается непрерывная связь с педагогами детского сада и родителями в различных формах общения. Это участие родителей в жизни группы, родительские собрания, консультации для родителей, участие родителей в выставках и конкурсах, информационные уголки, папки передвижки, конкурсы рисунков, анкетирование, совместные открытые мероприятия, КВН, деловые игры, викторины, круглые столы с целью привлечь внимание родителей к актуальной проблеме.
Ожидаемый результат.
Реализация программы «Школа Светофора» позволит:
- сформировать у детей навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, умение правильно себя вести в различных ситуациях;
- применять полученную информацию в практической деятельности;
- предвидеть опасные ситуации в дорожно - транспортной среде;
- применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения.
Программа «Школа Светофора» может использоваться в любом дошкольном учреждении независимо от общей образовательной программы, по которой работает тот или иной детский сад. В данной программе заложена основа безопасного поведения детей, которая может быть несколько изменена с учетом особенностей педагогической работы дошкольного образовательного учреждения и профессионализма педагога. Конспекты позволят грамотно проводить занятия по формирования навыков безопасного поведения воспитателям, не имеющим специальной подготовки.
Программа состоит из 4 разделов.
Первый раздел «Улица» знакомит с понятиями улица, проезжая часть, тротуар, перекресток, остановка общественного транспорта.
Учит детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания и прилегающей к детскому саду местности.
Систематизирует знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении.
Формирует умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.
Расширяет знания детей о работе сотрудников ГИБДД.
Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
Воспитывает культуру поведения на улице и на проезжей части.
Второй раздел «Транспорт» знакомит с различными видами транспорта: грузовой, легковой, с особенностями их внешнего вида и назначения.
Расширяет знания детей о профессиях на транспорте.
Учит детей правиламкультурного поведения в общественном транспорте, на дороге.
Третий раздел «Дорожные знаки» даёт представление о дорожных знаках, светофоре.
Знакомит со знаками,предупреждающими пешеходов об опасности, и учитразличать запрещающие и предупреждающие знаки.
Подводит детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
Четвертый раздел «Осторожно, на дороге дети!» знакомит детей с правилами безопасного поведения на улице и дороге.
Учит детей практическим навыкам поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающей деятельности и развивающих игр.
Развивает отрицательное отношение к нарушителям правил дорожного движения.
- Планирование работы в средней группе. (1 год обучения)
- Планирование работы в старшей группе. (2 год обучения)
- Планирование работе в подготовительной к школе группе. (3 год обучения)
- Предметно-развивающая среда в ДОУ.
- Мониторинг.
- Литература.